Apple Car: с чего все началось и почему Apple отменила выпуск электрокара
На протяжении последних нескольких лет мы не оставляли надежды, что Apple вот-вот выйдет на авторынок со своим собственным автомобилем. Но, похоже, на это больше нет ни единого шанса. На днях СМИ заявили, что Apple окончательно закрыла свой секретный проект «Titan», над которым работала с переменным успехом около десяти лет. И сегодня мы решили вспомнить, с чего все начиналось и почему Apple была вынуждена отменить выпуск собственного электрокара.
Впервые информация о том, что Apple сформировала команду для работы над секретным проектом по разработке электромобиля, появилась в 2014 году. Тогда сообщалось, что к созданию своей первой машины американская компания привлекла более 1000 инженеров и автомобильных экспертов.
За последние несколько лет проект Apple Car не раз претерпевал изменения как из-за разногласий внутри компании, так и из-за внешних факторов, но несмотря ни на что его развитие продолжалось. Хотя в 2016 году инсайдеры заявили, что Apple отложила свои планы по выходу на автомобильный рынок, но к 2020 году работа над проектом возобновилась. Затем в 2022 году выяснилось, что Apple решила отказаться от создания полностью беспилотного автомобиля.
Изначально в планы Apple входил выпуск футуристичного полностью автономного транспортного средства на электрической платформе, которое лишено таких традиционных элементов управления, как руль и педали. За управление и передвижение по дорогам в Apple Car должна была отвечать электроника, то есть ездить на нем можно было бы без водителя. Однако в процессе разработки стало ясно, что при нынешнем уровне развития технологий выпуск такого беспилотного автомобиля невозможен. Индустрия просто не готова к такой революции. В результате Apple пришла к тому, что ее электрокар будет выглядеть как классический автомобиль с рулем и педалями, но оснащенный системами помощи водителю второго уровня, означающую, что несмотря на то, что система автомобиля будет в некоторых моментах брать управление на себя, водитель должен сохранять контроль над автомобилем и следить за ситуацией на дороге. Apple выбрала более простой дизайн, чтобы вывести на рынок свой автомобиль в ближайшие годы. Ожидалось, что его выпуск состоится где-то к 2026-2028 году.
Поговаривали, что Apple создала для своего автомобиля высокопроизводительный процессор. Это, как утверждалось, самый продвинутый компонент, разработанный Apple на сегодняшний день: его мощность в 4 раза выше, чем у четырех последних чипов Mac вместе взятых. Он создан на основе нейронных процессоров, способных справиться с невероятной нагрузкой ИИ, необходимой для автономных транспортных средств. Планировалось, что чип будет производить тайваньская компания TSMC, давний партнер Apple, который сейчас выпускает чипы для iPhone, iPad и Mac. В автомобиле Apple должны были использоваться датчики LiDAR, радары и камеры для многочисленных систем помощи водителю.
Но поскольку у Apple нет опыта в производстве автомобилей, для производства своего первого электромобиля ей однозначно потребовались бы партнеры из числа опытных автопроизводителей. Как сообщали источники, долгое время Apple работала над установлением партнерских отношений в автомобильной промышленности. Так, «яблочный» техногигант, проводил переговоры с Hyundai, Kia, Nissan и другими представителями автомобильной индустрии, но соглашения ни с одним из них так и не достиг. При этом в Hyundai однажды подтвердили, что обсуждали с руководством Apple работу над совместным проектом. На фоне этого появилась информация о том, что Hyundai может поручить производство Apple Car своей дочерней компании Kia. Предполагалось, что производство электромобиля наладят на заводе марки в Джорджии, США.
Инсайдеры описывали Apple Car как как «следующий звездный продукт» Apple, предлагающий лучшее сочетание оборудования, программного обеспечения и услуг, чем потенциальные конкуренты на автомобильном рынке. И не было сомнений в том, что Apple «метит» в один из самых высоких сегментов авторынка, а значит, стоимость Apple Car могла бы легко перевалить за отметку в 100 000 долларов.
В июне 2017 года генеральный директор Apple Тим Кук впервые публично рассказал о работе Apple над программным обеспечением для автономного вождения, косвенно подтвердив планы компании в отношении выхода на авторынок. Apple не часто делится подробностями о том, над чем она работает, поэтому услышать это из уст главы компании было неожиданно.
«Мы концентрируемся на автономных системах вождения. Это базовая технология, которую мы считаем очень важной. Мы рассматриваем ее как мать всех проектов ИИ. Вероятно, это один из самых сложных проектов ИИ, над которым мы на самом деле работали», — рассказал тогда генеральный директор Apple Тим Кук о планах Apple в сфере автомобилей.
Официально известно, что с начала 2017 года Apple тестирует беспилотные системы управления авто на дорогах общего пользования в Калифорнии, используя несколько экземпляров Lexus RX450h 2015 года выпуска, арендованных у Hertz . Кроссоверы, обвешанные множеством датчиков и камеры, неоднократно были замечены на улицах Купертино, тем самым подтверждая, что Apple активно тестирует свое программное обеспечение для беспилотного вождения. Причем, тестирование с годами активизировалось. На сегодняшний день Apple вывела на дороги общего пользования свыше 60 беспилотных автомобилей.
Интересно, что руководство Apple размышляло о возможности выпуска беспилотного автомобиля еще в 2008 году. Тогда в интервью Bloomberg Тони Фаделл, бывший старший вице-президент компании, рассказал, что они с ныне покойным Стивом Джобсом задавали друг другу гипотетические вопросы об их идеальной машине, как она могла бы выглядеть, выпусти ее Apple, какая бы у нее была приборная панель и каким мотором бы приводилась в движение. Тогда Фаделл отметил, что у смартфонов и автомобилей на самом деле много общего — и те, и другие оснащаются аккумулятором, имеют процессор/двигатель и механическую конструкцию. Поэтому у такой компании, как Apple, действительно был смысл заняться автомобильным бизнесом. И уже тогда целью Apple было создание беспилотного автомобиля. Однако Стив Джобс решил не начинать работу над проектом, поскольку в 2008 году автомобильная промышленность из-за кризиса находилась в упадочном состоянии.
За 10 лет работы над проектом «Titan» Apple переманила из других несколько сотен специалистов с опытом работы в автомобильной промышленности, а также купила несколько стартапов из этой сферы. Одной из крупных сделок стала покупка Drive.ai, стартапа, занимающегося технологиями автономного вождения на основе искусственного интеллекта.