Софья Искандарова: «Мы движемся к созданию интеллектуальных систем, которые становятся полноценными партнерами».
Продакт-менеджер ИИ-продуктов — о роли оркестраторов, будущем агентных ансамблей и том, почему ИИ помогает не деградировать, а расти.
Компания KPMG недавно представила мультиагентную платформу Workbench, которая объединяет цифровые модули для аудита, налогообложения и консалтинга, фактически превращая их в единый управляемый оркестратором «цифровой департамент».

Практически одновременно компании Ensemble и Cohere запустили в США первую в здравоохранении ИИ-платформу, где оркестратор управляет ИИ-агентами, анализирующими медицинские счета и страховые отказы. Решение уже называют революцией в revenue cycle management (RCM) и примером того, как ансамбли способны брать на себя сразу целые блоки бизнес-функций.
Все это появилось на фоне растущей потребности бизнеса в автоматизации сложных процессов: сразу несколько крупных игроков начали массовый переход к архитектуре ансамблей агентов.
В России одной из первых агентную архитектуру адаптировала Софья Искандарова, продакт-менеджер ИИ-продуктов. Под ее руководством созданы и внедрены ансамбли агентов для юридических, PR- и IT-департаментов крупных российских компаний, включая компанию из пятерки лидеров российского ритейла и крупнейшую телекоммуникационную компанию в стране. Эти решения не только сократили время и повысили производительность команд, но и помогли выстроить систему цифровой преемственности знаний, снизить риски и добиться качества, недостижимого при ручной работе. С одним из ведущих экспертов в области оркестрации ИИ-агентов в корпоративной среде поговорили о новых методах работы с ИИ и о влиянии нейросетей на навыки специалистов.
— Софья, все больше крупных компаний приходят к выводу, что для упрощения работы недостаточно создания одних ИИ-агентов. Ими должен кто-то управлять. Именно так и к вам пришла идея о создании «оркестратора»?
— Да, вы правы. Мы создавали для клиентов узкоспециализированных ИИ-помощников, и они были очень эффективны в своих нишах. Но вскоре я заметила, что у одного пользователя могло быть пять, а то и десять разных агентов: для аналитики, для написания писем, для работы с документами. Вместо упрощения работы люди получали цифровую анархию, в которой стало сложно ориентироваться и которой было неудобно управлять. И вместо того чтобы до бесконечности улучшать каждого отдельного агента, я предложила создать над ними управляющий уровень — «оркестратор». Это был логичный эволюционный шаг: перейти от набора разрозненных инструментов к целостной, управляемой экосистеме, где пользователь ставит одну комплексную задачу, а система сама организует ее выполнение.
— Созданный вами ансамбль для юридического департамента крупной российской ритейл-компании автоматизировал цикл подготовки документов и помог повысить производительность отдела. За счет чего вы упорядочили эту работу?
— В основе предложенного мной подхода лежит самый эффективный принцип организации работы — разделение труда. Пытаться создать одного универсального «сверх-ИИ» — это все равно что искать одного сотрудника, который был бы одновременно гениальным юристом, креативным маркетологом и дотошным бухгалтером. Это нереалистично и неэффективно. Гораздо продуктивнее собрать команду узких специалистов и поставить над ними грамотного руководителя. В мире ИИ эту роль и выполняет предложенная мной архитектура ансамблей. Благодаря этой стратегии в юридическом департаменте ритейл-компании производительность выросла на 15%, а также радикально снизились юридические риски. Система исключила возможность субъективных отклонений в типовых делах и гарантировала, что каждый документ соответствует единой, утвержденной стратегии компании.
— Еще один пример из вашей практики — ансамбль агентов для сотрудников PR-службы крупнейшей телекоммуникационной компании России. Судя по их отзывам, ИИ позволил сократить время на подготовку полного пакета инфоповода с одного-двух дней до нескольких часов. Какие еще неожиданные качественные эффекты заметили ваши клиенты после перехода на ансамбли?
— Кроме очевидного и впечатляющего сокращения времени, наши клиенты из PR отметили два важных качественных эффекта. Во-первых, резко выросла консистентность всех коммуникаций. Поскольку каждый текст проходил через агентов, обученных на едином корпоративном Tone of Voice, компания получила идеально выдержанный и узнаваемый стиль во всех каналах. Исчезла проблема «разнообразия стилей», когда материалы от разных сотрудников могли отличаться. Во-вторых, ансамбль стал своего рода «хранителем знаний». Например, у нас был кейс для аудиторского подразделения крупной технологической компании, которая использовала мультиагента для сверки документации. Система не просто находила расхождения, она создавала единый, структурированный отчет, который служил базой для последующих проверок и анализа. Это повысило прозрачность процессов и позволило накапливать экспертизу внутри системы, а не терять ее с уходом сотрудников. Похожий глобальный тренд мы видим и у таких гигантов, как KPMG с их платформой Workbench, что подтверждает правильность выбранного нами пути.
— В службе внутреннего IT-аудита той же компании вы внедрили ансамбли агентов и добились кратного повышения доверия к результатам анализа, а также свели к минимуму человеческий фактор и риск ошибок при ручной сверке сотен IT-систем с регламентами. Но не кажется ли вам, что таким образом может произойти деградация навыков, например, у молодых специалистов?
— Я смотрю на это иначе. Мы не лишаем специалистов практики, мы меняем ее качество. Раньше младший специалист тратил часы на механическую работу. Теперь он получает готовый черновик от ансамбля агентов за несколько минут. Его задача смещается с уровня «исполнителя» на уровень «контролера», редактора и стратега. Он учится не печатать, а думать: анализировать результат, оттачивать формулировки, видеть общую картину. Более того, я убеждена, что такие системы — это мощнейший образовательный инструмент. Вместо того чтобы учиться на собственных ошибках, специалист учится на лучших практиках, заложенных в ИИ-агентов. Он видит, как должен выглядеть качественный документ или анализ, и его задача — довести его до совершенства. Это не деградация, а эволюция навыков. Фокус смещается с рутины на творчество.
— В ваших планах — создание автономных «цифровых департаментов». Какой следующий шаг в развитии агентов вы планируете совершить, чтобы повысить качество и удобство работы для пользователей и бизнеса?
— Моя главная цель на ближайшее будущее — переход от реактивных систем к проактивным. Сегодня ансамбль ждет команду от человека. Завтра он будет действовать на опережение. Представьте PR-ансамбль, который сам мониторит новостное поле и предлагает инфоповоды для отработки, или систему аудита, которая по расписанию проверяет критически важные системы и присылает отчет только в случае обнаружения проблем. Это следующий уровень автономности, который превратит ансамбли в полноценные цифровые бизнес-юниты.
Технологически это означает создание самообучающихся оркестраторов. Следующий шаг — наделить оркестратор способностью анализировать эффективность «своих» агентов. Он будет понимать, какой из них лучше справляется с той или иной задачей, и со временем сможет сам предлагать способы оптимизации или даже инициировать создание нового агента, если увидит повторяющуюся задачу, для которой в его «команде» нет специалиста. Мы движемся к созданию интеллектуальных систем, которые не просто ассистируют, а становятся полноценными партнерами в достижении бизнес-целей.
