Всё для безопасности дальнобойщика — в одном приложении. Решение Мухамметалы Рахманова
Эксперт по информационной безопасности разработал концепцию защищенной ИТ-платформы для водителей грузовиков, которая повышает их безопасность и сохранность груза в пути.

Растущая цифровизация логистической отрасли делает ее одной из главных мишеней для кибератак. За последний год количество инцидентов в транспортном секторе увеличилось более чем на треть. В 2023 году, по данным Positive Technologies, транспортная отрасль вошла в топ-10 наиболее атакуемых хакерами в мире. Под угрозой оказываются не только персональные данные и финансовая информация, но и системы GPS-навигации, электронные путевые листы, данные о грузах. Ответом на эти вызовы может стать концепция российского разработчика Мухамметалы Рахманова — проект комплексной платформы, объединяющей функций разных приложений для водителей с акцентом на физической и цифровой безопасности, например, оценкой безопасности парковок с банковским уровнем защиты персональных данных водителей
Решение для миллионов водителей
В России, где свыше 1,5 миллиона профессиональных водителей грузовиков ежедневно обеспечивают работу экономики, проблема их безопасности становится особенно острой.
Специалист по информационной безопасности Мухамметалы Рахманов о сложностях и рисках работы дальнобойщиков узнал, когда сам сел за руль дальнемагистрального грузовика, желая увидеть мир и лучше понять международную логистику.
Поводом задуматься о создании защищенной комплексной платформы для него стал инцидент весной 2023 года — несколько его коллег-дальнобойщиков стали жертвами кибератаки. Мошенники получили доступ к их личным данным через популярные навигационные приложения. Преступники не только похитили конфиденциальную информацию, но и организовали серию краж, используя данные о маршрутах и грузах.
«Когда я увидел, как мои коллеги становятся жертвами мошенничества или попадают в опасные ситуации из-за отсутствия информации, понял, что обычные приложения для водителей — это решето с точки зрения безопасности, — вспоминает Мухамметалы Рахманов. — Они создаются для удобства, но никто не думает о защите информации. Я понял, что могу применить свои знания в области информационной безопасности, чтобы изменить ситуацию».
Безопасность на каждом километре
Революционность концепции Рахманова — в новом подходе к безопасности водителей грузовиков. Практический опыт водителя, перевозящего грузы на большие расстояния оказался бесценным для понимания реальных проблем отрасли. В основе идеи — алгоритм оценки безопасности парковок и зон отдыха, учитывающий более 20 параметров: от статистики правонарушений в районе и наличия видеонаблюдения до отзывов других водителей и расстояния до ближайших населенных пунктов.
Вторая особенность — многоуровневая система защиты данных пользователей. Для ее разработки Рахманов использует опыт защиты банковских систем и принципы “нулевого доверия”. Благодаря применению современных технологий шифрования, злоумышленники не смогут получить доступ к данным о маршрутах, грузах и местоположении водителей.
«Водитель сам определяет, какой уровень информации о его местоположении доступен другим, — подчеркивает Рахманов. — Диспетчер видит точные координаты, коллеги — приблизительное местоположение, а остальные — только факт присутствия в зоне парковки».
Третий компонент — система раннего предупреждения об опасности. По задумке автора, приложение будет анализировать данные из различных источников и предупреждать водителей о потенциальных угрозах в режиме реального времени: от неблагоприятных погодных условий до криминогенной обстановки в районе.
Значительное внимание в проекте автор уделяет пользовательскому интерфейсу. Рахманов провел десятки интервью с водителями из разных стран, чтобы понять, что для них наиболее удобно и интуитивно понятно. В результате концепция приложения предусматривает минималистичный интерфейс с голосовым управлением, что позволит водителям безопасно пользоваться им во время движения.
Проект Рахманова находится на продвинутой стадии разработки технической документации. Для обеспечения высокой производительности и масштабируемости приложения в проекте планируется использование облачных технологий AWS и базы данных MongoDB.
Безопасность каждого байта
Для обеспечения цифровой безопасности Рахманов внедряет в проект передовые технологии защиты данных. В их числе — многофакторная аутентификация, динамическое шифрование передаваемой информации и система обнаружения подозрительной активности, а также распределенная система хранения данных, при которой критичная информация не концентрируется в одном месте, а распределяется между несколькими серверами. Такой подход снижает риски несанкционированного доступа к чувствительной информации и делает практически невозможной полную компрометацию данных.
Одна из самых амбициозных идей проекта — внедрение элементов искусственного интеллекта для прогнозирования потенциальных угроз. Система будет анализировать огромные массивы данных о криминогенной обстановке, дорожных условиях и других факторах, чтобы предупреждать водителей о возможных рисках еще до их возникновения.
Потенциал международного уровня
По данным отчёта TT Club и BSI IMPACT за 2020 год, в России было зарегистрировано более 300 случаев краж грузов, что свидетельствует о высоком уровне угрозы для водителей и их имущества. По оценкам экспертов, реальные цифры могут быть значительно выше — многие случаи остаются незарегистрированными. Разрабатывая проект для безопасности своей и коллег, Рахманов создал концепцию с потенциалом международного уровня. Проблемы безопасности водителей грузовиков, перевозящих грузы на дальние расстояния, актуальны также в Европе, Азии и других регионах.
Помимо коммерческой составляющей, у проекта важная социальная миссия. Мухамметалы планирует внедрить функцию экстренного оповещения, которая позволит водителям быстро вызвать помощь или сообщить о чрезвычайной ситуации коллегам и экстренным службам. Это особенно актуально для отдаленных районов, где доступность помощи ограничена.
В долгосрочной перспективе Мухамметалы видит свое приложение как часть глобальной экосистемы безопасности в сфере грузоперевозок и ведет переговоры о возможности интеграции с производителями грузовых автомобилей, страховыми компаниями и международными логистическими операторами.
