IT все возрасты покорны
История успеха backend-разработчика Ильи ПОПОВА, который в 9 классе купил первый сайт, а через 10 лет получил место в офисе на Красной площади
В этом году на «цифровые кафедры» вузов России поступили более 170 тысяч человек. В перспективе это должно сформировать локомотив для цифровой трансформации ключевых отраслей экономики. Еще один шаг для насыщения рынка высококлассными специалистами — работа со школами, где с этого года начали вводить профильные уроки. Это позволит ученикам познакомиться с миром IT-профессий и начать карьеру в отрасли, которая сейчас остро нуждается в специалистах. Таких тепличных условий в детстве backend-разработчика Ильи ПОПОВА не было. И тем не менее в 9 классе он работал над первым сайтом, а уже через 2 года получил руководящую должность в лучшей веб-студии города. Мы встретились с Ильей Поповым, теперь главой команды программистов Samokat.tech, сервиса номер 1 в России по числу онлайн заказов товаров первой необходимости, и узнали, как, будучи, в прямом смысле слова, молодым специалистом, ему удавалось возглавлять команды в крупнейших российских компаниях.
Илья, вы школьником купили себе сайт, который сделали не только очень популярным, но и прибыльным. При том, что тогда вы только учились писать код. Как вы сумели так быстро монетизировать свое начинание?
Изначально это был сайт, созданный программистом-любителем как место для общения пользователей игры Mount and Blade: Warband. Я в нее тоже играл. На сайте мы болтали, собирались в команды, вели рейтинг: для того времени — феноменальный ресурс. Когда создатель потерял к нему интерес и перестал обновлять, я решился попробовать взять сайт в свои руки. Выкупил его за 2 000 рублей, подаренных на день рождения, и стал учиться. Пользователи писали свои “хотелки”, и это было для меня стимулом. Через пару месяцев методом проб и ошибок я внес многие изменения. Потом узнал про контекстную рекламу, начал ее интегрировать на сайт. И, увидев как-то, что я пишу с таким удовольствием, стало приносить деньги, уже не представлял для себя иного пути в жизни. Может быть, дело в этом — я начал все не ради заработка, а потому что был увлечен процессом.
Еще во время первой студенческой практики вы получили заказ для солидной американской компании, а затем приглашение возглавить команду разработчиков в стартапе. Такое мало каким практикантам удается. Что помогло вам?
Я проходил практику в веб-студии, которая располагалась в бизнес-инкубаторе IT-парка нашего города. Это была двойная удача. Во-первых, студия была невероятно крутой. Я впервые увидел, как работают в IT люди, чем они живут, получил релевантный опыт. А во-вторых, нереальные возможности открыло само окружение технопарка: заказ для американской компании я получил через местный чат, где предприниматели предлагали сотрудничество. Тогда только начали заниматься кроссплатформенными мобильными приложениями, по сути технология была на стадии появления. Я как раз был увлечен ей и в итоге поработал над проектом детской поисковой системы. Меня заметили. И так я получил предложение занять место руководителя back-разработчиков в компании, которая создавала мобильные игры. Проект находился на этапе вывода коммерческой версии продукта. Все горели идеей — это был классный опыт.
Вашим первым рабочим местом после практики стала крупная веб-студия в Набережных Челнах. Благодаря вашим уникальным идеям она вышла в лидеры рынка, а ее клиенты возглавили топы поисковых систем, и некоторые до сих пор удерживают верхние строчки, хотя прошло уже несколько лет. Что еще помогло добиться такого высокого результата?
В этой студии я получил карт-бланш: мне максимально доверяли и, думаю, как раз это дало свои плоды, потому что я предлагал решения, которых еще ни у кого не было. Так, мы создали новую систему документооборота: заявки от клиентов приходили в кастомную систему менеджера уже вместе со сгенерированными pdf технического задания. Подобные новые решения стали конкурентным преимуществом и нашей студии, и наших клиентов.
Одна из ваших оригинальных идей увеличила продажи заказчика в 10 раз. Помните этот проект?
Конечно, с этой компанией-заказчиком у меня до сих пор хорошие отношения. Мы на главной странице их сайта создали 3D-модель со съемными слоями на основе их реальной продукции — в то время такого еще не делал никто, и решение произвело фурор. Компания начинала как мелкий региональный бизнес, а сейчас это топ-производитель федерального уровня. Была еще одна похожая история: я взял в работу компанию по производству автомобильных ковриков, — они тогда были ребятами в гараже, а с новым сайтом вышли в топы по запросам. На нем я создал первый удобный генератор ковриков с полной базой машин и лекал к ним. На пике компания принимала по тысяче заказов в месяц, при том, что годом раньше это было лишь их хобби, не приносящее денег.
После переезда в Москву вы занялись разработкой проектов корпоративных бизнес-приложений для крупных компаний. Это была задача другого масштаба, которая требовала не только освоения новых инструментов, но и навыков командной работы. Вы достаточно быстро интегрировались в коллектив — что помогло в этом?
Я потому и захотел переехать, чтобы выйти на другой уровень и, конечно, старался взять максимум того, что мог. На волне успеха прошлых проектов я был окрылен, а здесь мне быстро показали, что есть куда еще расти. С более опытными разработчиками мы разбирали каждую строчку кода, чтобы я точно понимал, почему написано так, а не иначе, и что изменится, если будет написано по-другому. Мне было трудно, но в итоге я научился относиться критически к своей работе, перепроверять верность каждого знака. Думаю, это был один из важнейших уроков для меня, как разработчика. А второй — здоровое отношение к критике. Теперь я вижу в ней конструктив. И в любом коллективе вот эта требовательность к себе и здоровая самооценка помогали быстро встроиться в команду.
В столице вам поступало много предложений о работе, в итоге вы выбрали руководящую позицию в известном на весь мир ЦУМе. Рост продаж в период вашей работы вырос на 200%. Какова роль back-разработчиков в e-commerce, и какие навыки в этой сфере вам пригодились?
Команда back-разработчиков обеспечивает стабильную работу всех площадок. В этом и проявляется ее класс — когда пользователи не теряют ни секунды при работе с сайтом, мобильным приложением или внутрикорпоративными цифровыми платформами. Мне удалось обеспечить все команды магазина необходимыми инструментами, чтобы вся система четко работала. А для этого нужно самому разбираться в бизнес-процессах, понимать, в каком направлении развивается компания, просчитывать, какие задачи встанут перед ней в будущем, и обеспечивать их техническое решение. В веб-студиях, где я начинал работать, я учился понимать клиентов, видеть их потребности и сильные стороны. Это важно и для работы в e-commerce. Поэтому хороший руководитель команды всегда сам немного менеджер, а не только технический специалист.
После успешного запуска проекта для федеральной логистической компании Сбера, который принес ей десятки миллионов дохода, вас пригласили в Samokat.tech — один из самых быстрорастущих бизнесов в стране: в 2020-м IT-решения компании помогали доставлять 1,6 миллионов заказов, а сейчас благодаря вашей работе — более 10 миллионов. Как вам удается держать такой поток информации под контролем?
Мы работаем небольшими командами над разными продуктами. У нас четыре ключевых направления: клиентские продукты, операционные, коммерческие и инфраструктурные. Все инженерные решения мы принимаем с постоянной оглядкой на бизнес, при этом, не боясь, меняем курс, если что-то идет не так и пробуем новое. К примеру, я сделал свой pet-проект (от англ. pet — “домашний питомец” — проект, который разработчик делает для себя, в свободное от основной работы время — прим. ред.) бота, предложил использовать на работе, и всем понравилось. Ребята из тестирования и фронтенда были рады. Здесь очень профессиональная команда, которым интересно развиваться самим и развивать бизнес. Думаю, в этом весь секрет.
Сейчас к публикации в научном журнале “Электронные информационные системы” готовится ваша статья “Сравнительное тестирование GO-фреймворков”. Это авторитетное издание, оно входит в список ВАК, что говорит об уровне вашего исследования. Чего в этой работе для вас больше: стремления к саморазвитию или желания делиться опытом?
Статья представляет собой исследование существующих библиотек для разработки на языке GO и их сравнение. Мне интересна производительность разных библиотек и языков программирования. Это важно знать и понимать для того, чтобы находить более быстрые и гибкие решения для бизнеса. Это тема прикладная, но никто ей не занимался, поэтому работа безусловно мне интересна и полезна. Но и другим она поможет развиваться, а мне нравится работать с теми, кто по-настоящему увлечен делом и профессией. В этом есть ресурсы для развития отрасли, а значит, и всего вокруг нас. Ведь сегодня почти нет сфер, где бы не применялись IT-технологии. Пусть они будут на высоте.
В этом году на «цифровые кафедры» вузов России поступили более 170 тысяч человек. В перспективе это должно сформировать локомотив для цифровой трансформации ключевых отраслей экономики. Еще один шаг для насыщения рынка высококлассными специалистами — работа со школами, где с этого года начали вводить профильные уроки. Это позволит ученикам познакомиться с миром IT-профессий и начать карьеру в отрасли, которая сейчас остро нуждается в специалистах. Таких тепличных условий в детстве backend-разработчика Ильи ПОПОВА не было. И тем не менее в 9 классе он работал над первым сайтом, а уже через 2 года получил руководящую должность в лучшей веб-студии города. Мы встретились с Ильей Поповым, теперь главой команды программистов Samokat.tech, сервиса номер 1 в России по числу онлайн заказов товаров первой необходимости, и узнали, как, будучи, в прямом смысле слова, молодым специалистом, ему удавалось возглавлять команды в крупнейших российских компаниях.
Илья, вы школьником купили себе сайт, который сделали не только очень популярным, но и прибыльным. При том, что тогда вы только учились писать код. Как вы сумели так быстро монетизировать свое начинание?
Изначально это был сайт, созданный программистом-любителем как место для общения пользователей игры Mount and Blade: Warband. Я в нее тоже играл. На сайте мы болтали, собирались в команды, вели рейтинг: для того времени — феноменальный ресурс. Когда создатель потерял к нему интерес и перестал обновлять, я решился попробовать взять сайт в свои руки. Выкупил его за 2 000 рублей, подаренных на день рождения, и стал учиться. Пользователи писали свои “хотелки”, и это было для меня стимулом. Через пару месяцев методом проб и ошибок я внес многие изменения. Потом узнал про контекстную рекламу, начал ее интегрировать на сайт. И, увидев как-то, что я пишу с таким удовольствием, стало приносить деньги, уже не представлял для себя иного пути в жизни. Может быть, дело в этом — я начал все не ради заработка, а потому что был увлечен процессом.
Еще во время первой студенческой практики вы получили заказ для солидной американской компании, а затем приглашение возглавить команду разработчиков в стартапе. Такое мало каким практикантам удается. Что помогло вам?
Я проходил практику в веб-студии, которая располагалась в бизнес-инкубаторе IT-парка нашего города. Это была двойная удача. Во-первых, студия была невероятно крутой. Я впервые увидел, как работают в IT люди, чем они живут, получил релевантный опыт. А во-вторых, нереальные возможности открыло само окружение технопарка: заказ для американской компании я получил через местный чат, где предприниматели предлагали сотрудничество. Тогда только начали заниматься кроссплатформенными мобильными приложениями, по сути технология была на стадии появления. Я как раз был увлечен ей и в итоге поработал над проектом детской поисковой системы. Меня заметили. И так я получил предложение занять место руководителя back-разработчиков в компании, которая создавала мобильные игры. Проект находился на этапе вывода коммерческой версии продукта. Все горели идеей — это был классный опыт.
Вашим первым рабочим местом после практики стала крупная веб-студия в Набережных Челнах. Благодаря вашим уникальным идеям она вышла в лидеры рынка, а ее клиенты возглавили топы поисковых систем, и некоторые до сих пор удерживают верхние строчки, хотя прошло уже несколько лет. Что еще помогло добиться такого высокого результата?
В этой студии я получил карт-бланш: мне максимально доверяли и, думаю, как раз это дало свои плоды, потому что я предлагал решения, которых еще ни у кого не было. Так, мы создали новую систему документооборота: заявки от клиентов приходили в кастомную систему менеджера уже вместе со сгенерированными pdf технического задания. Подобные новые решения стали конкурентным преимуществом и нашей студии, и наших клиентов.
Одна из ваших оригинальных идей увеличила продажи заказчика в 10 раз. Помните этот проект?
Конечно, с этой компанией-заказчиком у меня до сих пор хорошие отношения. Мы на главной странице их сайта создали 3D-модель со съемными слоями на основе их реальной продукции — в то время такого еще не делал никто, и решение произвело фурор. Компания начинала как мелкий региональный бизнес, а сейчас это топ-производитель федерального уровня. Была еще одна похожая история: я взял в работу компанию по производству автомобильных ковриков, — они тогда были ребятами в гараже, а с новым сайтом вышли в топы по запросам. На нем я создал первый удобный генератор ковриков с полной базой машин и лекал к ним. На пике компания принимала по тысяче заказов в месяц, при том, что годом раньше это было лишь их хобби, не приносящее денег.
После переезда в Москву вы занялись разработкой проектов корпоративных бизнес-приложений для крупных компаний. Это была задача другого масштаба, которая требовала не только освоения новых инструментов, но и навыков командной работы. Вы достаточно быстро интегрировались в коллектив — что помогло в этом?
Я потому и захотел переехать, чтобы выйти на другой уровень и, конечно, старался взять максимум того, что мог. На волне успеха прошлых проектов я был окрылен, а здесь мне быстро показали, что есть куда еще расти. С более опытными разработчиками мы разбирали каждую строчку кода, чтобы я точно понимал, почему написано так, а не иначе, и что изменится, если будет написано по-другому. Мне было трудно, но в итоге я научился относиться критически к своей работе, перепроверять верность каждого знака. Думаю, это был один из важнейших уроков для меня, как разработчика. А второй — здоровое отношение к критике. Теперь я вижу в ней конструктив. И в любом коллективе вот эта требовательность к себе и здоровая самооценка помогали быстро встроиться в команду.
В столице вам поступало много предложений о работе, в итоге вы выбрали руководящую позицию в известном на весь мир ЦУМе. Рост продаж в период вашей работы вырос на 200%. Какова роль back-разработчиков в e-commerce, и какие навыки в этой сфере вам пригодились?
Команда back-разработчиков обеспечивает стабильную работу всех площадок. В этом и проявляется ее класс — когда пользователи не теряют ни секунды при работе с сайтом, мобильным приложением или внутрикорпоративными цифровыми платформами. Мне удалось обеспечить все команды магазина необходимыми инструментами, чтобы вся система четко работала. А для этого нужно самому разбираться в бизнес-процессах, понимать, в каком направлении развивается компания, просчитывать, какие задачи встанут перед ней в будущем, и обеспечивать их техническое решение. В веб-студиях, где я начинал работать, я учился понимать клиентов, видеть их потребности и сильные стороны. Это важно и для работы в e-commerce. Поэтому хороший руководитель команды всегда сам немного менеджер, а не только технический специалист.
После успешного запуска проекта для федеральной логистической компании Сбера, который принес ей десятки миллионов дохода, вас пригласили в Samokat.tech — один из самых быстрорастущих бизнесов в стране: в 2020-м IT-решения компании помогали доставлять 1,6 миллионов заказов, а сейчас благодаря вашей работе — более 10 миллионов. Как вам удается держать такой поток информации под контролем?
Мы работаем небольшими командами над разными продуктами. У нас четыре ключевых направления: клиентские продукты, операционные, коммерческие и инфраструктурные. Все инженерные решения мы принимаем с постоянной оглядкой на бизнес, при этом, не боясь, меняем курс, если что-то идет не так и пробуем новое. К примеру, я сделал свой pet-проект (от англ. pet — “домашний питомец” — проект, который разработчик делает для себя, в свободное от основной работы время — прим. ред.) бота, предложил использовать на работе, и всем понравилось. Ребята из тестирования и фронтенда были рады. Здесь очень профессиональная команда, которым интересно развиваться самим и развивать бизнес. Думаю, в этом весь секрет.
Сейчас к публикации в научном журнале “Электронные информационные системы” готовится ваша статья “Сравнительное тестирование GO-фреймворков”. Это авторитетное издание, оно входит в список ВАК, что говорит об уровне вашего исследования. Чего в этой работе для вас больше: стремления к саморазвитию или желания делиться опытом?
Статья представляет собой исследование существующих библиотек для разработки на языке GO и их сравнение. Мне интересна производительность разных библиотек и языков программирования. Это важно знать и понимать для того, чтобы находить более быстрые и гибкие решения для бизнеса. Это тема прикладная, но никто ей не занимался, поэтому работа безусловно мне интересна и полезна. Но и другим она поможет развиваться, а мне нравится работать с теми, кто по-настоящему увлечен делом и профессией. В этом есть ресурсы для развития отрасли, а значит, и всего вокруг нас. Ведь сегодня почти нет сфер, где бы не применялись IT-технологии. Пусть они будут на высоте.